Щелкунчик (Санкт-Петербургский оперный театр)

Россия, 2014

Щелкунчик (Санкт-Петербургский оперный театр) постер

Премьера (РФ):

Ограничение: 0+

Режиссер: Олег Виноградов

В ролях: Нашуа Миронова, Илья Миронов, Александр Мищенко, Ирина Адилова, Аслан Каргинов, Сергей Дубровин

Описание

Знаменитый «Щелкунчик» Василия Вайнонена, в этом году отмечающий 70 лет с момента первой постановки, получил новую жизнь в редакции народного артиста СССР Олега Виноградова.

Сюжет и драматургия его сценической версии еще раз откроет зрителям вечные темы замечательной сказки Гофмана для детей и взрослых. Неповторимая музыка П.И. Чайковского, умопомрачительные декорации народного художника России Вячеслава Окунева и фантастические костюмы Симона Вирсаладзе обещают поклонникам самого красивого из искусств яркие и незабываемые впечатления в канун зимних праздников.

Прежде чем впервые выступить перед петербургскими зрителями в декабре 2013 года, труппа обновленного «Щелкунчика» более 20 лет с успехом гастролировала по разным странам, неизменно собирая полные залы. Родиной этой постановки считается Сеул — именно там в 1990-х годах Олег Виноградов решил показать свою интерпретацию «Щелкунчика» Вайнонена. 18 лет хореограф работал в местном «Юниверсал-балет», посвящая азиатских коллег в таинства сугубо западного сценического искусства. К постановке балетмейстер относится крайне трепетно, ведь, еще будучи молодым танцором, он лично помогал Вайнонену в подготовке оригинального представления в 1960 году в Новосибирске.

Сам Виноградов считает, что Вайнонен в те далекие годы создал совершенно уникальный спектакль, в котором есть то, чего лишены современные постановки. «Из всех версий «Щелкунчика», существующих в мире — а уж я столько перевидал их на своем веку, — признается хореограф, — эта наиболее удачно передает атмосферу сказочности, романтики, любви и тепла».

При подготовке новой редакции Виноградов решил не менять оригинальную хореографию, лишь углубив акценты драматургии и обновив мизансцены. «Постановка, с одной стороны, очень простая — по своей структуре, по драматургии, по форме, — продолжает он, — и в то же время необыкновенно сложная по хореографии. Там две роскошные кордебалетные сюиты, есть то равновесие хореографических элементов и драматургии, которые мы видим в старинных академических спектаклях. Это и классический танец как база, и исторический танец, и все виды характерного танца, и пластическая пантомима. То есть тот комплекс балетного спектакля, которым сегодняшние хореографы не владеют. Как ни странно, сегодня почти никто не создает больших, полномасштабных спектаклей на весь вечер». Наталья Башкирцева, главный репетитор Театра оперы и балета консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, также отмечает, что спектакль особенно ценен своей традиционностью и отсутствием режиссерских поисков. «Наш «Щелкунчик» лишен всяких экспериментов, — поясняет она. — Это традиционный, красивый и в лучшем смысле этого слова — театральный и красочный спектакль».

Премьера шедевра П.И. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена состоялась в 1934 году в Ленинградском театр оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинском). Первой исполнительницей партии Маши (Клары) была самая титулованная отечественная балерина, легендарная Галина Уланова. Спустя четыре года постановка была представлена зрителям Большого театра. Балет еще не раз возрождался на сцене советских театров в 40-е и 60-е годы. «Щелкунчик» Вайнонена особенно полюбился иностранной публике и покорил множество сценических площадок по всему миру. Па-де-де из этого балета часто исполняется в рамках международных концертов и конкурсов. Через «Щелкунчика» прошли самые большие артисты: Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Наталия Макарова, которые по мере развития карьеры исполняли танцы детей, розовый вальс и, наконец, ведущие партии. В постановке Олега Виноградова на сцену выходят юные танцоры — воспитанники школы искусств имени Свиридова, которым еще только предстоит покорить вершины балетного Олимпа. Однако главная детская роль — владелицы Щелкунчика Клары — была отдана опытной артистке труппы, солистке театра Нашуа Мироновой. «Роль очень непростая, развивается в течение всего спектакля, — рассуждает она о своей героине. — Клара необычная девочка, не такая, как обычные дети. Она обратила внимание на эту куклу. Весь спектакль очень насыщенный, в этом состоит его сложность. Клара меняется сама, и меняются ее эмоции».

«Щелкунчик» занимает особое место в творчестве Чайковского, став его третьим и последним балетом, и является этапным событием в истории русского сценического искусства. Знаменитый балетмейстер Мариус Петипа сперва разработал сюжет известной сказки Гофмана (в переделке Дюма-сына) для ученического спектакля в Балетном училище императорских театров в Петербурге, а затем сочинил сценарий для Чайковского. Судьба «Щелкунчика» была очень противоречивой: он вызывал бурный успех у публики и страшное недовольство со стороны критики. Балет воспринимался зрителями как детская сказка, его глубокая философская идея исчезала под тяжестью роскошных декораций и многочисленных сюжетных поворотов. Стремление постановщиков к равновесию между музыкой и фабулой привели к великому множеству трактовок, именно поэтому «Щелкунчик» и сейчас остается благодатным материалом для творческих поисков наших современников.

^